Воспитание
Видеоигры прочно вошли в нашу жизнь, и, как мы уже поняли — являются и средством обучения. Для родителей это не должно быть минусом, пороком, проказой в развитии ребенка, это должно быть направлением воспитания, это новые возможности, но не без постановки сложных вопросов – как помочь детям расти с играми во благо, как предотвратить зависимость и развить полезные навыки?
Запреты и ограничения — не выход. Часто родители стремятся запретить или ограничить контакт детей с играми, считая их пустой тратой времени и вредом для здоровья. Однако такой подход может привести к обратному эффекту: дети будут играть тайком, что усугубит проблему зависимости. Более эффективно не запрещать, а направлять и развивать интерес к играм в полезное русло. Лично я могу отметить на своём примере то, что, когда я жил с родителями, и сначала в силу отсутствия техники, а в дальнейшем, после её приобретения, из-за подхода родственников с ограничением времени, проводимого с играми, учился средне, имел небольшие проблемы со здоровьем и весил к 15 годам всего 50 килограмм. Но при учебе в институте, когда я уже жил в общежитии, без родительского контроля, я играл сколько душе угодно, но при этом занимался учебой, активизмом, спортом, получил красный диплом, добился успехов в пауэрлифтинге, был председателем объединенного студенческого совета обучающихся, старостой этажа в общежитии, успевал смотреть фильмы, слушать музыку, и общаться с друзьями. И решающим фактором сыграло то, как я отнёсся к тайм-менеджменту, распределению своих ресурсов, без отказа от любимого хобби. Я играл каждый день. Поэтому – да, геймер может быть и спортсменом, и отличником, и активистом.
Хорошо, родитель понял, что ребёнку нравится играть, то ограничивать не стоит, а следует проявить интерес. Сначала нужно поинтересоваться, задать ребенку вопросы:
Что ему нравится в играх?
Какие жанры игр он знает?
Какие игры ему нравятся больше всего?
Есть ли игры, которые ему не нравятся?
Ответы на эти вопросы помогут для начала понять, что привлекает ребёнка в играх, ради чего он погружается в виртуальность и в чём заключается его увлечение. Именно поэтому мы с Вами изучили ранее основные особенности игр, их жанры, причины, почему геймеры играют, почему убегают и в чем причины зависимости. С этого родитель может начать работу с ребёнком.
Затем родителю следует проанализировать ответы. Если ребенок зациклился лишь на одном жанре, и смог перечислить лишь один-два жанра, значит у него не было опыта по знакомству с представителями других жанров. Родителю следует предложить ознакомиться с другими жанрами. К примеру, ребенок играет исключительно в «Fortnite». Следует ему показать по 2-3 представителя каждого жанра, таким образом ознакомив его с богатством индустрии. Это позволит избежать «игровой деменции», когда человек раз за разом совершает одни и те же действия.
Важно создавать условия для баланса между играми и другими важными аспектами жизни ребёнка:
Спорт и физкультура. Важно уделять время спортивным занятиям, чтобы развивать физическую форму, координацию, выносливость и командный дух, а также для профилактики заболеваний, поддержания себя в тонусе. Спорт избавит от таких проблем, как ожирение, заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательным аппаратом, поможет поддерживать уверенность в себе, а тело будет в хорошей форме. Активные игры развивают также координацию движений, реакцию и равновесие, что может быть полезно в играх, требующих быстрого реагирования и точной моторики. Кроме этого, физически подготовленный спортсмен с развитой выносливостью сможет больше играть без вреда для здоровья.
Музыка. Изучение музыкальных инструментов развивает творческие способности, дисциплину, слух и ритм. Причём одно дело учиться играть на музыкальных инструментах, где требуются усилие и дисциплина и несомненно — талант, другое же дело — практиковаться, изучить, ознакомиться, развить своё чувство ритма, научиться различать звуки разных инструментов. Важно знакомить ребенка с большинством ключевых направлений – классика, джаз, рок, поп, обсуждать исполнителей, ставить музыку дома, петь песни и танцевать. Музыка — удивительный дар, изобретение человечества, который важно использовать правильно.
Кино, литература – важно воспитывать в ребёнке вкус к искусству, прививать интерес к классическим произведениям кино, музыки и литературы. Классические произведения часто помогают узнать многое об истории, о жизни людей в прошлом, учат нас думать, рассуждать, анализировать, выражать свои мнения и чувства. И разумеется, знание большого количества книг и фильмов делает человека более образованным и культурным. При этом, не стоит заставлять смотреть что-то определенное – вкус развивается постепенно. Аниме и манга тоже являются замечательным культурным феноменом, которые требуют изучения, поэтому важно знакомить и с таким материалом.
Языки и науки – важно поддерживать интерес к учёбе, к изучению иностранных языков и научных дисциплин. Игры на английском языке позволяют изучать новые слова и выражения в естественном контексте. В детстве я играл игры без русификаторов, смотрел фильмы в оригинале или с субтитрами. Конечно, развитие должно выходить за рамки «New game» и «Continue», но всё же у меня отличный разговорный английский возник именно благодаря необходимости его изучать для понимания происходящего в игре.
История играет важную роль в формировании мировоззрения, а изучение истории через игры может сделать её более интересной и доступной. Изучение истории через игры: «Civilization» позволяет погрузиться в историю человечества, «Total War» - в историю войн, «Assassin's Creed» - в историю Европы.
Играйте в игры вместе с ребёнком, обсуждайте игровой процесс, делайте перерывы для отдыха и общения. Совместные игры — важная часть воспитания. А посещение игровых конвенций, фестивалей и турниров позволит ребенку погрузиться в игровую культуру, познакомиться с другими геймерами и получить новые впечатления.
Таким образом, хотелось бы отметить, что ключ к успеху в воспитании — не ограничения, а понимание. Вместо того, чтобы запрещать игры, родителям важно понять, что привлекает ребенка в играх, какие жанры его интересуют, что он ищет в виртуальном мире. Нужно пробовать играть игры вместе с ребёнком (при этом, возможно, сами родители получат кучу удовольствия), обсудить игровой процесс, узнать о его любимых героях и сюжетах. Ни в коем случае не нужно критиковать и обвинять в том, что ребенок занимается ерундой – лучше «подхватить» это увлечение и направить всю эту энергию в верное русло, развивая ребенка и извлекая из хобби пользу. Важно создавать условия для развития — поощрять занятия спортом, музыкой, кино, литературой, изучением языков и науки, и при этом помочь найти баланс между играми и другими аспектами жизни, такими как семья, учёба, друзья и увлечения.
Если грамотно распределить все имеющиеся возможности и ресурсы, то игры будут выступать инструментом развития мышления, творческих способностей, координации движений, изучения новых навыков и истории. Гармоничное отношение с ребёнком в мире видеоигр достигается благодаря взаимопониманию, открытому диалогу и поддержке. Понимание предпочтений и интересов ребёнка поможет родителям лучше управлять игровым процессом и использовать его для обучения и развития полезных навыков. Разнообразие в игровом опыте и знакомство с различными жанрами помогут избежать игровой деменции и расширить кругозор.
Воспитание с учётом современных технологий и увлечений детей позволяет создать гармоничную и развивающую среду, в которой ребёнок сможет расти, обучаться и наслаждаться своим хобби.